ru / en
Vector Market Research Точно в цель
Наша компания Наши решения Наши ценности

Маркетинговые исследования > Методы маркетинговых исследований > Фокус-группы (качественные методы маркетинговых исследований)

Фокус-группы (качественные методы маркетинговых исследований)

Метод фокус групп (focus groups, group discussionsотносится к качественным методам маркетинговых исследований и базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода маркетинговых исследований предполагает групповую дискуссию под руководством опытного модератора. В зависимости от количества участников, фокус группы делятся на мини-группы (6 респондентов), стандартные фокус группы (8 респондентов) и расширенные группы. 

Фокус-группы появились в середине 20 века и до сих пор для ряда исследовательских задач являются наиболее предпочтительным методом. Конечно, с тех пор появилось множество проективных техник, а также были доработаны сами алгоритмы проведения фокус-групп, что позволяет получить еще больше практически-ценной информации в результате проведения маркетинговых исследований с использованием метода фокус-групп. 

Фокус группы позволяют не только узнать, что представители целевой аудитории думают по определенным вопросам, но и то, как именно они размышляют и почему они думают именно так. В ходе фокус-групп исследователь получает субъектиные мнения участников исследования по поставленным задачам.  

Важным достоинством метода фокус групп является возможность оперативного получения глубинной информации. При этом, благодаря эффекту групповой динамики и использованию правильно подобранных проективных техник, фокус группы позволяют выявить инсайты, которые могут стать основой для получения конкурентных преимуществ. Конечно, после того, как на качественном этапе инсайты и гипотезы сформулированы, их лучше проверить на количественном этапе. 

Суть метода фокус групп: внимание участников фокусируется на исследуемой тематике или проблеме, с целью определения их отношения к поставленной проблеме, а также для выяснения мотивации тех или иных действий.

Эффект присутствия на фокус-группах:

Из методов маркетинговых исследований, фокус-группы, пожалуй, являются одним из самых интересных для Клиентов, поскольку они могут наблюдать за ходом проведения исследования и делать соответствующие выводы. Более того, Клиент имеет возможность через модератора задать участникам фокус группы дополнительные вопросы, которые появились в процессе просмотра фокус группы.

Фокус группы: отдельно, или в комбинации с другими методами маркетинговых исследований: 

Метод фокус-групп может применяться в сочетании с другими методами маркетинговых и социологических исследований (как количественными, так и качественными), а также как самостоятельный метод сбора информации. При этом, учитывая специфику метода, чаще всего для подтверждения гипотез, получаемых по результатам проведенных фокус-групп, целесообразно провести количественное исследование. 

Где проводятся фокус группы?

Фокус группы проходят в специально оборудованном помещении, осуществляется видео - и аудиозапись. В зависимости от задач и типа маркетингового исследования, лаборатория для фокус-групп оборудуется всеми необходимыми «инструментами» (полка, аппаратура для демонстрации видео- и аудиоматериалов, флип-чарты и т.д.).

Наши Клиенты могут наблюдать за ходом фокус-группы или глубинного интервью не выходя из офиса - через Интернет.

В нашем агентстве есть собственное оборудованное помещение для проведения фокус групп.

Кто проводит фокус группы?

Фокус группы должен проводить опытный модератор который, кроме непосредственно знания особенностей метода и опыта, должен понимать специфику и особенности продукта или услуги, которой посвящено исследование, а также понимать бизнес Клиента в целом. Наличие таких компетенций у модератора позволит получить максимум пользы от данных, полученных в ходе фокус групп.

Кроме того, мы используем итеративный подход на этапе разработки проектного инструментария (гайд и стимульные материалы для фокус групп). Наличие гипотез, с которыми работает исследователь, позволяет их подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования, но в любом случае позволяет сделать более значимые и ценные выводы, чем исследование, в котором итеративный подход не использовался. 

Как осуществляется рекрут для фокус групп?

Для отбора участников фокус групп в агентстве маркетинговых исследований Vector Market Research используются следующие методы:

  • Случайный отбор по имеющимся в базах данных спискам;  
  • «Снежный ком» - отбор людей, соответствующих заданным критериям по информации, предоставляемой людьми о своих знакомых;
  • Отбор с использованием экспресс–интервью и анкетирования для выбора наиболее подходящих респондентов (с использованием скринера).
  • При необходимости рекрута труднодосягаемой удитории, например владельцев автомобилей определенных марок обслуживающих их у определенного типа сервисных центров, рекрут происходит в местах наиболее вероятного местонахождения респондентов или в местах где они бывают с некоторой периодичностью, например - АЗК, сервисные центры, форумы, клубы и т.д.

В зависимости от параметров рекрутируемых участников фокус групп Vector Market Research задействует разных рекрутеров, важная задача которых общаться с потенциальными участниками фокус групп "на одном языке".  При этом важно, чтобы участники фокус-групп не были знакомы между собой. 

В ходе маркетинговых исследований мы стараемся получить максимум информации, спонтанных реакций и т.д., поэтому в нашем арсенале присутствуют как уже известные проективные методики (персонификация, группировка и др.), так и собственные методики качественных исследований разработанные нашими специалистами. Под конкретные потребности наших Клиентов мы создаем эксклюзивный набор качественных методик, нацеленный на максимально эффективное решение их задач.  

Самое важное – мы умеем не просто создавать методики и грамотно применять их, мы знаем, как качественно анализировать полученную информацию. 

 

 




115114, Москва г., Дербеневская ул, д. 1 корп. 6 подъезд 9 этаж 2.

© 2007, copyright