ru / en
Vector Market Research Точно в цель
Наша компания
Наши клиенты
Корпоративная культура
Принципы проведения маркетинговых исследований
Вакансии
Заказать исследование
Задать вопрос
Методы маркетинговых исследований
Словарь маркетинговых исследований
Контакты
Исследования удовлетвореннсти клиентов CSI
Лаборатория для проведения фокус-групп
Тестирование юзабилити интернет-сайтов
Исследование качества обслуживания владельцев автомобилей Land Rover и Jaguar в 2011
Сотрудничество со СМИ
Vector Market Research в прессе
Новости маркетингового агентства



Агентство маркетинговых исследований Vector Market Research - победитель конкурса "HR-Бренд года" в номинации "Маркетинг". Маркетинговые исследования - отрасль, в которой нужно уделять особое внимание каждому из сотрудников Агентства.
Ряд сотрудников агентства маркетинговых исследований Vector Market Research являются членами ESOMAR. ESOMAR объединяет лидирующих экспертов, специализирующиеся на маркетинговых исследованиях по всему миру.
Агентство маркетинговых исследований Vector Market Research - член Гильдии Маркетологов
Тайный покупатель (таинственный покупатель): маркетинговые исследования для банков, страховых компаний, автомобильной отрасли и розничной торговли. Маркетинговые исследования для формирования конкурентных преимуществ
Маркетинговые исследования для банков: исследования банковских продуктов, оценка качества обслуживания (тайный покупатель), NPS и т.д.
Маркетинговые исследования для страховых компаний: тайный покупатель, исследования лояльности клиентов с использованием NPS и другие
Наша компания Наши решения Наши ценности

Маркетинговые исследования > Vector Market Research в прессе

Комментарии агентства маркетинговых исследований Vector Market Research в журнале Эксперт

23 апреля 2009 г.

Агентство маркетинговых исследований Vector Market Research о рынке подержанных автомобилей в России

Чужакам здесь не место

Пригнать машину из Германии, заказать «японку» или «американца» — еще несколько месяцев назад такой способ приобретения личного транспортного средства в России был широко распространен. Подержанные автомобили из Германии, США, Японии бойко расходились: в последние годы их продажи устойчиво росли и по итогам прошлого года превысили отметку 400 тыс. единиц в год.

 этом году ситуация с ввозом подержанных иномарок не то что ухудшилась — она обернулась настоящей катастрофой для тех, кто так или иначе связан с этим бизнесом. Если в феврале прошлого года в Россию было импортировано 15 тыс. подержанных автомобилей, то по итогам февраля нынешнего года этот показатель составил лишь 330 машин (0,6% от всего объема ввезенных в страну иномарок). Предварительные итоги марта, а также прогнозы на ближайшие месяцы говорят о том, что ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону.

«Рынок импортных подержанных автомобилей объемом более семи миллиардов долларов, растущий на протяжении длительного периода времени, по сути, исчез в одно мгновение, — констатирует Дмитрий Чумаков, генеральный директор агентства маркетинговых исследований Vector Market Research. — Компании, которые ранее ввозили подержанные иномарки в Россию, вынуждены либо менять бизнес-модель, либо сворачивать бизнес, поскольку работать по старым правилам уже невозможно».

И действительно, многие игроки рынка пакуют чемоданы: согласно недавним опросам, в Москве подавляющее большинство компаний, которые специализировались на ввозе подержанных машин, планирует перепрофилировать свой бизнес.

Среди причин столь драматичного снижения импорта подержанных иномарок — девальвация рубля и общий кризис продаж автомобилей (рынок новых машин за первые три месяца упал в России почти на 40%). Но главное — это, конечно же, вступление в силу известного указа о повышении пошлин на подержанные иномарки.

С 12 января текущего года фактически запретительный порог на ввоз неновых иномарок сократился с семи до пяти лет. Так, таможенная пошлина на автомобили шести— и семилетнего возраста подскочила в разы. При этом ставки таможенных платежей на машины моложе пяти лет увеличились в среднем на 40–100%.

Если взглянуть на конкретные примеры повышения конечной стоимости востребованных иномарок, можно понять, почему покупатели теперь не стремятся их приобретать. Скажем, одна из самых популярных машин из Японии — семилетняя Toyota Corolla (с мотором 1,5 литра) еще в прошлом году продавалась во Владивостоке за 7,5 тыс. долларов. После введения новых пошлин растаможить этот автомобиль стоит в три раза дороже (6,2 тыс. долларов вместо 1,9 тыс.), и, соответственно, на рынке он будет стоить не менее 11,5 тыс. долларов. Другой пример — популярная семилетняя «японка» Honda Fit (с двигателем 1,3 литра). Розничная цена на нее во Владивостоке подскочила с 5,7 тыс. до 9,6 тыс. долларов. Еще бы, ведь таможенная пошлина на этот автомобиль выросла с 1,9 тыс. до 5,9 тыс. долларов. В рублях подорожание еще заметнее: цена на ту же семилетнюю Toyota Corolla повысилась с прошлогодних 150–160 тыс. до 350–400 тыс. рублей.

Понятно, что покупатель после такого подорожания, тем более в условиях кризиса, скорее воздержится от приобретения импортной подержанной иномарки и задумается о покупке нового автомобиля, может быть, российского производства. В этом, собственно, и заключается план властей. «Повышение пошлин на подержанные иномарки — это часть плана правительства по стимулированию продаж автомобилей, произведенных внутри страны, — говорит Дмитрий Агафонов, ведущий аналитик агентства “Автостат”. — Сказать, насколько этот план сегодня работает, сложно: общее падение российского автомобильного рынка продолжается. Но, вероятно, те же автомобили Lada покупали бы еще меньше, если бы на рынке присутствовали доступные импортные подержанные машины. Однако, как известно, и социальные последствия умирающего рынка подержанных иномарок серьезные: на том же Дальнем Востоке не прекращаются протесты, связанные с тем, что умирает целая отрасль экономики, построенная на ввозе подержанных автомобилей из Японии».

За счет внутренних резервов

Существенное сокращение продаж импортных подержанных автомобилей не означает, что в целом объемы рынка бывших в употреблении машин в России будут снижаться. Наоборот, специалисты предсказывают, что в перспективе этот рынок будет расти и практически полностью переориентируется на продажу автомобилей секонд-хенд, которые в свое время были куплены на территории России.

«Продажи на вторичном рынке автомобилей, изначально купленных внутри страны, — распространенная модель развития цивилизованного рынка, — говорит Дмитрий Агафонов. — В той же Германии, во Франции и в других развитых европейских государствах подержанные машины вращаются внутри страны и не ввозятся извне. Россия рано или поздно тоже пришла бы к этой модели. Весь вопрос только в том, что переход этот состоялся бы эволюционным путем, а не путем жестких административных мер, имеющих не очень благоприятные экономические и социальные последствия».

Потенциал для роста внутреннего обращения подержанных машин в России есть: за последние годы на территории страны сформировался довольно внушительный парк иномарок (до 12 млн единиц), которые так или иначе будут переходить от одного владельца к другому. По предварительным подсчетам, только за ближайшие два года парк иномарок в возрасте от трех до семи лет увеличится у нас более чем вдвое.

Уже сейчас перепродажа подержанных машин внутри страны существенно превышает объемы реализации новых автомобилей. По последним данным агентства «Автостат», в ушедшем году на вторичном рынке в России было перепродано около 4,75 млн легковых автомобилей, что в 1,7 раза превышает продажи на первичном рынке. В ближайшие годы, по мнению маркетологов, в среднем на один новый проданный автомобиль будет приходиться два-три подержанных.

Развитие рынка подержанных машин станет стимулировать и благоприятное изменение законодательной базы: как известно, в этом году отменен так называемый двойной НДС (когда дилер при продаже подержанного автомобиля должен был платить налог на добавленную стоимость). «Новые изменения в налогообложении продаж подержанных машин делают этот бизнес более прозрачным и, как следствие, более рентабельным, — говорит Дмитрий Чумаков из Vector Market Research. — Безусловно, число дилеров, работающих по системе trade-in, будет увеличиваться, кроме того, многие крупные компании будут выделять в отдельные и самостоятельные бизнес-единицы подразделения, занимающиеся реализацией подержанных авто».

Хотя рынок подержанных машин и будет в перспективе активно развиваться, произойдет это не сразу. Маркетологи указывают, что кризис заставит владельцев новых транспортных средств продлевать сроки их эксплуатации. Если еще недавно многие автовладельцы в Москве меняли автомобиль после двух-трех лет эксплуатации, сразу по истечении гарантийного срока, то теперь этот период может растянуться до пяти-шести лет. Так что интенсивность поступления подержанных автомобилей на вторичный рынок, как минимум в ближайшие пару лет, будет замедляться.

Сдерживать рост рынка, в том числе подержанных машин, будут также ослабевающая покупательская способность и проблемы с потребительским кредитованием. «В условиях финансовой нестабильности спрос на подержанные автомобили, как и на новые, сократится. Часть потребителей, обладающих необходимой суммой, не станут тратить сбережения на покупку автомобиля и отложат ее до лучших времен, — говорит Татьяна Арабаджи, директор исследовательского агентства Russian Automotive Market Research. — А потребителям, не имеющим необходимой суммы, будет сложнее получить кредит на покупку подержанной машины, так как для банков такой автомобиль не привлекателен в качестве залога, к тому же банки считают, что покупатели таких машин имеют более нестабильный доход».

Будет ли меньше автохлама?

Еще одна цель, которую декларировали власти, повышая пошлины на подержанные иномарки, — избавить российские дороги от автохлама и омолодить российский автопарк. Задача, безусловно, благородная. Российский автопарк — один из самых дряхлых в Европе. Средний возраст автомобиля в России сейчас — 12 лет, при этом, согласно последним исследованиям, каждая вторая машина на дороге — старше 10 лет, а автомобили в возрасте до пяти лет составляют лишь 26% автопарка (для сравнения: в Европе и США средний возраст автомобиля — 8,5 года). Российские автовладельцы гораздо менее охотно, чем граждане других развитых стран, расстаются со своими старыми машинами: ежегодное выбытие автопарка в России составляет 3–4%, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 6–7%.

Казалось бы, резкое сокращение объемов ввоза подержанных иностранных автомобилей должно омолодить российский автопарк. «Многие будут вынуждены вместо подержанного автомобиля купить новый, пусть в некоторых случаях и более низкого класса, и это окажет положительное влияние на средний возраст автопарка в России», — считает Дмитрий Чумаков из Vector Market Research.

Однако другие аналитики смотрят на вопрос иначе, указывая на то, что для омоложения автопарка необходим ряд дополнительных мер. «Я не думаю, что сокращение рынка подержанных машин приведет к омоложению парка, — говорит Татьяна Арабаджи из Russian Automotive Market Research. — Для изменения возрастной структуры парка более действенными являются меры, стимулирующие покупку новых машин: налог на автомобиль в зависимости от экологического класса, дотации потребителям, покупающим машины более высокого экологического класса, увеличение стоимости страховки для подержанных автомобилей, более жесткие требования при обязательном техосмотре и так далее».

«Из-за экономического кризиса продажи новых автомобилей сократились, все больше людей не решаются продать свою машину и продолжают ездить на ней, и ее возраст увеличивается, — соглашается Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент”. — Кроме того, у нас очень сильно неравенство в доходах между жителями разных регионов: для москвича трехлетняя машина уже устарела, а для жителя какой-либо области в Центральной России она кажется почти новой, и он будет ездить на ней еще много лет. Да и страна у нас большая, дороги не везде хорошие, инспекторов ДПС на всех не хватает, а значит, можно ездить на старой машине до скончания веков». Так что, по мнению Дмитрия Баранова, парк автомобилей в нашей стране будет стареть, даже несмотря на сокращение ввоза подержанных иномарок из-за рубежа.Маркетинговые исследования по заказу клиентов|




115114, Москва г., Дербеневская ул, д. 1 корп. 6 подъезд 9 этаж 2.

© 2007, copyright