ru / en
Vector Market Research Точно в цель
Наша компания Наши решения Наши ценности

Маркетинговые исследования > Методы маркетинговых исследований > Фокус-группы (качественные методы маркетинговых исследований) > Проективные методики на фокус группах

Проективные методики на фокус группах

Проективные техники позволяют респондентов «спроецировать» личные убеждения или мысли с использованием третьих лиц или объектов. Таким образом, они позволяют выявить действительное отношение представителей целевой аудитории к определенным темам. Изначально такие техники появились в психологии, и в последствии стали использоваться в маркетинговых исследованиях.  

В отличие от «прямых вопросов», проективные техники позволяют пройти психологическую защиту человека и узнать реальное отношение к предмету исследования. Наиболее часто используемыми проективными техниками на фокус группах являются следующие:

Ассоциативные методики

Суть метода: участников фокус группы просят описать устно, написать или выбрать из предложенного то, что у них ассоциируется с предметом исследования. Далее, модератор выявляет причинно-следственную связь для того, чтобы лучше понять причины для ассоциаций и соответствующего отношения к предмету исследования. При проведении фокус групп, используются следующие ассоциативные методики:

  • Словесные ассоциации. Это - самая простая проективная техника, предполагающая ответ на следующий вопрос: "Когда я говорю Х, что первым приходит к Вам в голову?". При использовании этого метода на фокус группах, лучше сначала попросить участников исследования записать свои ассоциации на бумаге, чтобы получить большее количество мнений. Далее участников исследования спрашивают о причинах таких ассоциаций, что и становится основой для обсуждения.
  • Персонификация
  • Аналогия
  • Составление портрета (потребителя, конкурента и т.д.)
  • И т.д.

Завершение задания

Участников фокус группы просят закончить предложения, расположить определенным образом визуальные стимульные материалы или добавить к ним что-либо. Наиболее часто используемыми методами являются:

  • Метод неоконченных предложений
  • Незавершенные рисунки
  • Brand mapping  

Конструирующие методики

К таким методам относится, например, коллажирование, бабблз и т.д.  

Экспрессивные техники

Такие техники используются для изучения эмоционального восприятия предмета исследования. К таким методам относятся, в частности, ролевые игры.

Ранжирование

Ранжирование используется тогда, когда нужно упорядочить стимульные материалы по определенным признакам.

Проективные методики на фокус группах: на что обратить внимание?

Использование проективных техник должно быть обусловлено исследовательской проблематикой и поставленными задачами.  На то, какую информацию получиться узнать с использованием проективных методик, влияет ряд факторов, включая следующие:

  • профессионализм модератора
  • соответствие проективных методик целевой аудитории и предмету исследования
  • правильно подготовленные стимульные материалы 

Агентство маркетинговых исследований | Vector Market Research | Маркетинговые исследования| | Проведение маркетинговых исследований | Тайный покупатель | Фокус группы | 




115114, Москва г., Дербеневская ул, д. 1 корп. 6 подъезд 9 этаж 2.

© 2007, copyright