Комментарии агентства маркетинговых исследований Vector Market Research в журнале Эксперт
Чужакам здесь не место Пригнать машину из Германии, заказать «японку» или «американца» — еще несколько месяцев назад такой способ приобретения личного транспортного средства в России был широко распространен. Подержанные автомобили из Германии, США, Японии бойко расходились: в последние годы их продажи устойчиво росли и по итогам прошлого года превысили отметку 400 тыс. единиц в год. этом году ситуация с ввозом подержанных иномарок не то что ухудшилась — она обернулась настоящей катастрофой для тех, кто так или иначе связан с этим бизнесом. Если в феврале прошлого года в Россию было импортировано 15 тыс. подержанных автомобилей, то по итогам февраля нынешнего года этот показатель составил лишь 330 машин (0,6% от всего объема ввезенных в страну иномарок). Предварительные итоги марта, а также прогнозы на ближайшие месяцы говорят о том, что ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. «Рынок импортных подержанных автомобилей объемом более семи миллиардов долларов, растущий на протяжении длительного периода времени, по сути, исчез в одно мгновение, — констатирует Дмитрий Чумаков , генеральный директор агентства маркетинговых исследований Vector Market Research . — Компании, которые ранее ввозили подержанные иномарки в Россию, вынуждены либо менять бизнес-модель , либо сворачивать бизнес, поскольку работать по старым правилам уже невозможно». И действительно, многие игроки рынка пакуют чемоданы: согласно недавним опросам, в Москве подавляющее большинство компаний, которые специализировались на ввозе подержанных машин, планирует перепрофилировать свой бизнес. Среди причин столь драматичного снижения импорта подержанных иномарок — девальвация рубля и общий кризис продаж автомобилей (рынок новых машин за первые три месяца упал в России почти на 40%). Но главное — это, конечно же, вступление в силу известного указа о повышении пошлин на подержанные иномарки. С 12 января текущего года фактически запретительный порог на ввоз неновых иномарок сократился с семи до пяти лет. Так, таможенная пошлина на автомобили шести— и семилетнего возраста подскочила в разы. При этом ставки таможенных платежей на машины моложе пяти лет увеличились в среднем на 40–100%. Если взглянуть на конкретные примеры повышения конечной стоимости востребованных иномарок, можно понять, почему покупатели теперь не стремятся их приобретать. Скажем, одна из самых популярных машин из Японии — семилетняя Toyota Corolla (с мотором 1,5 литра) еще в прошлом году продавалась во Владивостоке за 7,5 тыс. долларов. После введения новых пошлин растаможить этот автомобиль стоит в три раза дороже (6,2 тыс. долларов вместо 1,9 тыс.), и, соответственно, на рынке он будет стоить не менее 11,5 тыс. долларов. Другой пример — популярная семилетняя «японка» Honda Fit (с двигателем 1,3 литра). Розничная цена на нее во Владивостоке подскочила с 5,7 тыс. до 9,6 тыс. долларов. Еще бы, ведь таможенная пошлина на этот автомобиль выросла с 1,9 тыс. до 5,9 тыс. долларов. В рублях подорожание еще заметнее: цена на ту же семилетнюю Toyota Corolla повысилась с прошлогодних 150–160 тыс. до 350–400 тыс. рублей. Понятно, что покупатель после такого подорожания, тем более в условиях кризиса, скорее воздержится от приобретения импортной подержанной иномарки и задумается о покупке нового автомобиля, может быть, российского производства. В этом, собственно, и заключается план властей. «Повышение пошлин на подержанные иномарки — это часть плана правительства по стимулированию продаж автомобилей, произведенных внутри страны, — говорит Дмитрий Агафонов , ведущий аналитик агентства “Автостат”. — Сказать, насколько этот план сегодня работает, сложно: общее падение российского автомобильного рынка продолжается. Но, вероятно, те же автомобили Lada покупали бы еще меньше, если бы на рынке присутствовали доступные импортные подержанные машины. Однако, как известно, и социальные последствия умирающего рынка подержанных иномарок серьезные: на том же Дальнем Востоке не прекращаются протесты, связанные с тем, что умирает целая отрасль экономики, построенная на ввозе подержанных автомобилей из Японии». За счет внутренних резервов Существенное сокращение продаж импортных подержанных автомобилей не означает, что в целом объемы рынка бывших в употреблении машин в России будут снижаться. Наоборот, специалисты предсказывают, что в перспективе этот рынок будет расти и практически полностью переориентируется на продажу автомобилей секонд-хенд , которые в свое время были куплены на территории России. «Продажи на вторичном рынке автомобилей, изначально купленных внутри страны, — распространенная модель развития цивилизованного рынка, — говорит Дмитрий Агафонов. — В той же Германии, во Франции и в других развитых европейских государствах подержанные машины вращаются внутри страны и не ввозятся извне. Россия рано или поздно тоже пришла бы к этой модели. Весь вопрос только в том, что переход этот состоялся бы эволюционным путем, а не путем жестких административных мер, имеющих не очень благоприятные экономические и социальные последствия». Потенциал для роста внутреннего обращения подержанных машин в России есть: за последние годы на территории страны сформировался довольно внушительный парк иномарок (до 12 млн единиц), которые так или иначе будут переходить от одного владельца к другому. По предварительным подсчетам, только за ближайшие два года парк иномарок в возрасте от трех до семи лет увеличится у нас более чем вдвое. Уже сейчас перепродажа подержанных машин внутри страны существенно превышает объемы реализации новых автомобилей. По последним данным агентства «Автостат», в ушедшем году на вторичном рынке в России было перепродано около 4,75 млн легковых автомобилей, что в 1,7 раза превышает продажи на первичном рынке. В ближайшие годы, по мнению маркетологов, в среднем на один новый проданный автомобиль будет приходиться два-три подержанных. Развитие рынка подержанных машин станет стимулировать и благоприятное изменение законодательной базы: как известно, в этом году отменен так называемый двойной НДС (когда дилер при продаже подержанного автомобиля должен был платить налог на добавленную стоимость). «Новые изменения в налогообложении продаж подержанных машин делают этот бизнес более прозрачным и, как следствие, более рентабельным, — говорит Дмитрий Чумаков из Vector Market Research. — Безусловно, число дилеров, работающих по системе trade-in , будет увеличиваться, кроме того, многие крупные компании будут выделять в отдельные и самостоятельные бизнес-единицы подразделения, занимающиеся реализацией подержанных авто». Хотя рынок подержанных машин и будет в перспективе активно развиваться, произойдет это не сразу. Маркетологи указывают, что кризис заставит владельцев новых транспортных средств продлевать сроки их эксплуатации. Если еще недавно многие автовладельцы в Москве меняли автомобиль после двух-трех лет эксплуатации, сразу по истечении гарантийного срока, то теперь этот период может растянуться до пяти-шести лет. Так что интенсивность поступления подержанных автомобилей на вторичный рынок, как минимум в ближайшие пару лет, будет замедляться. Сдерживать рост рынка, в том числе подержанных машин, будут также ослабевающая покупательская способность и проблемы с потребительским кредитованием. «В условиях финансовой нестабильности спрос на подержанные автомобили, как и на новые, сократится. Часть потребителей, обладающих необходимой суммой, не станут тратить сбережения на покупку автомобиля и отложат ее до лучших времен, — говорит Татьяна Арабаджи , директор исследовательского агентства Russian Automotive Market Research. — А потребителям, не имеющим необходимой суммы, будет сложнее получить кредит на покупку подержанной машины, так как для банков такой автомобиль не привлекателен в качестве залога, к тому же банки считают, что покупатели таких машин имеют более нестабильный доход». Будет ли меньше автохлама? Еще одна цель, которую декларировали власти, повышая пошлины на подержанные иномарки, — избавить российские дороги от автохлама и омолодить российский автопарк. Задача, безусловно, благородная. Российский автопарк — один из самых дряхлых в Европе. Средний возраст автомобиля в России сейчас — 12 лет, при этом, согласно последним исследованиям, каждая вторая машина на дороге — старше 10 лет, а автомобили в возрасте до пяти лет составляют лишь 26% автопарка (для сравнения: в Европе и США средний возраст автомобиля — 8,5 года). Российские автовладельцы гораздо менее охотно, чем граждане других развитых стран, расстаются со своими старыми машинами: ежегодное выбытие автопарка в России составляет 3–4%, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 6–7%. Казалось бы, резкое сокращение объемов ввоза подержанных иностранных автомобилей должно омолодить российский автопарк. «Многие будут вынуждены вместо подержанного автомобиля купить новый, пусть в некоторых случаях и более низкого класса, и это окажет положительное влияние на средний возраст автопарка в России», — считает Дмитрий Чумаков из Vector Market Research . Однако другие аналитики смотрят на вопрос иначе, указывая на то, что для омоложения автопарка необходим ряд дополнительных мер. «Я не думаю, что сокращение рынка подержанных машин приведет к омоложению парка, — говорит Татьяна Арабаджи из Russian Automotive Market Research. — Для изменения возрастной структуры парка более действенными являются меры, стимулирующие покупку новых машин: налог на автомобиль в зависимости от экологического класса, дотации потребителям, покупающим машины более высокого экологического класса, увеличение стоимости страховки для подержанных автомобилей, более жесткие требования при обязательном техосмотре и так далее». «Из-за экономического кризиса продажи новых автомобилей сократились, все больше людей не решаются продать свою машину и продолжают ездить на ней, и ее возраст увеличивается, — соглашается Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент”. — Кроме того, у нас очень сильно неравенство в доходах между жителями разных регионов: для москвича трехлетняя машина уже устарела, а для жителя какой-либо области в Центральной России она кажется почти новой, и он будет ездить на ней еще много лет. Да и страна у нас большая, дороги не везде хорошие, инспекторов ДПС на всех не хватает, а значит, можно ездить на старой машине до скончания веков». Так что, по мнению Дмитрия Баранова, парк автомобилей в нашей стране будет стареть, даже несмотря на сокращение ввоза подержанных иномарок из-за рубежа. Маркетинговые исследования по заказу клиентов