Пол-литра вдребезги — комментарии агентства маркетинговых исследований Vector Market Research для Газета.ру
Президент Дмитрий Медведев начинает антиалкогольную кампанию. Первой мерой станет запрет на продажу слабоалкогольных напитков – с содержанием спирта не больше 7% – в упаковках объемом более 330 мл. На народную тягу к алкоголю это вряд ли повлияет, полагают маркетологи и социологи. До 15 декабря этого года правительство должно разработать концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Такое поручение дал президент Дмитрий Медведев в пятницу по итогам совещания в Сочи, посвященного этой теме. Также до 1 ноября кабинету поручено внести в Госдуму проект федеральных законов, ужесточающих административную ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократную продажу. А к 1 декабря чиновники обязаны разработать комплекс мер, направленных против нелегальной продукции и на усиление контроля производства и оборота алкоголя. Также президент предложил рассмотреть вопрос о введении обязательной минимальной цены ( в том числе оптовой) на водочную продукцию. Нововведения будут касаться только слабоалкогольных коктейлей типа « джин-тоник», а не пива, считает гендиректор агентства маркетинговых исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков. Целевая аудитория слабоалкогольных напитков – это молодежь 18–25 лет и те люди постарше, кто привык пить в транспорте. По статистике Минэкономразвития, в настоящее время среди подростков стремительно растет потребление слабоалкогольных напитков и пива, такие напитки ежедневно или через день пьют треть юношей и почти 20% девушек. В России подростки начинают потреблять алкоголь в 12-13 лет. В возрастной группе до 24 года алкоголь потребляют более 70% человек. Глава фонда « Право ребенка» Борис Альтшуллер считает, что « любая мера, направленная на уменьшение потребления детьми этой отравы, может только приветствоваться». Однако он не уверен, что это решит проблему, напротив: уменьшение упаковки только облегчит молодым людям покупку. « Почему нельзя будет купить две бутылки вместо одной? Они купят маленькую бутылку за маленькие деньги. Вряд ли такое решение станет и серьезным ударом по производителям. Управляющий партнер маркетингового центра Numbers Дмитрий Рыжаков, правда, отмечает, что падение производства может достичь в первые месяцы 20-30%, а несколько брендов вообще может пропасть или перейти в другой сегмент. Но дело в том, что сам по себе рынок слабоалкогольных коктейлей небольшой и не характеризуется высокими темпами роста, говорит Чумаков. А в последнее время наблюдалось и сокращение ассортимента, добавляет он. За 2008 год объем этого рынка составил 44 млн дал ( 1 дал = 10 литров). По результатам исследования, проведенного в прошлом году Vector Market Research, 61% потребителей предпочитают слабоалкогольные коктейли в полулитровой таре, 44% – в таре объемом 330 мл, а 5% – больше полулитра. Около половины респондентов выпивают за раз одну банку или бутылку, 45 % – две-три, и 5% – больше трех. Во всем мире упаковки 330 мл наиболее популярны, а полулитровая и полуторалитровая упаковка – чисто российская специфика, добавляет Чумаков. http://www.gazeta.ru Vector Market Research