+7 495 642 78 56

Фокус-группы

Метод фокус групп (focusgroups, groupdiscussions) относится к качественным методам маркетинговых исследований и базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода маркетинговых исследований предполагает групповую дискуссию под руководством опытного модератора. В зависимости от количества участников, фокус группы делятся на мини-группы (6 респондентов), стандартные фокус группы (8 респондентов) и расширенные группы.

Фокус-группы появились в середине 20 века и до сих пор для ряда исследовательских задач являются наиболее предпочтительным методом. Конечно, с тех пор появилось множество проективных техник, а также были доработаны сами алгоритмы проведения фокус-групп, что позволяет получить еще больше практически-ценной информации в результате проведения маркетинговых исследований с использованием метода фокус-групп.

Фокус группы позволяют не только узнать, что представители целевой аудитории думают по определенным вопросам, но и то, как именно они размышляют и почему они думают именно так. В ходе фокус-групп исследователь получает субъектиные мнения участников исследования по поставленным задачам.

Важным достоинством метода фокус групп является возможность оперативного получения глубинной информации, необходимой во многих маркетинговых исследованиях. При этом, благодаря эффекту групповой динамики и использованию правильно подобранных проективных техник, фокус группы позволяют выявить инсайты, которые могут стать основой для получения конкурентных преимуществ. Конечно, после того, как на качественном этапе инсайты и гипотезы сформулированы, их лучше проверить на количественном этапе.

Суть метода фокус групп: внимание участников фокусируется на исследуемой тематике или проблеме, с целью определения их отношения к поставленной проблеме, а также для выяснения мотивации тех или иных действий.

Эффект присутствия на фокус-группах:

Из методов маркетинговых исследований, фокус-группы, пожалуй, являются одним из самых интересных для Клиентов, поскольку они могут наблюдать за ходом проведения исследования в режиме реального времени и делать соответствующие выводы. Более того, Клиент имеет возможность через модератора задать участникам фокус группы дополнительные вопросы, которые появились в процессе просмотра фокус группы.

Фокус группы: отдельно, или в комбинации с другими методами маркетинговых исследований:

Метод фокус-групп может применяться в сочетании с другими методами маркетинговых и социологических исследований (как количественными, так и качественными), а также как самостоятельный метод сбора информации. При этом, учитывая специфику метода, чаще всего для подтверждения гипотез, получаемых по результатам проведенных фокус-групп, целесообразно провести количественное исследование.

Где проводятся фокус группы?

Фокус группы проходят в специально оборудованном помещении, осуществляется видео – и аудиозапись. В зависимости от задач и типа маркетингового исследования, лаборатория для фокус-групп оборудуется всеми необходимыми «инструментами» (полка, аппаратура для демонстрации видео- и аудиоматериалов, флип-чарты и т.д.).

Наши Клиенты могут наблюдать за ходом фокус-группы или глубинного интервью не выходя из офиса – через Интернет.

В нашем агентстве есть собственное оборудованное помещение для проведения фокус групп.

Кто проводит фокус группы?

Фокус группы должен проводить опытный модератор который, кроме непосредственно знания особенностей метода и опыта, должен понимать специфику и особенности продукта или услуги, которой посвящено исследование, а также понимать бизнес Клиента в целом. Наличие таких компетенций у модератора позволит получить максимум пользы от данных, полученных в ходе фокус групп.

Кроме того, мы используем итеративный подход на этапе разработки проектного инструментария (гайд и стимульные материалы для фокус групп). Наличие гипотез, с которыми работает исследователь, позволяет их подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования, но в любом случае позволяет сделать более значимые и ценные выводы, чем исследование, в котором итеративный подход не использовался.

Как осуществляется рекрут для фокус групп?

Для отбора участников фокус групп в агентстве маркетинговых исследований Vector Market Research используются следующие методы:

  • Случайный отбор по имеющимся в базах данных спискам;
  • «Снежный ком» – отбор людей, соответствующих заданным критериям по информации, предоставляемой людьми о своих знакомых;
  • Отбор с использованием экспресс–интервью и анкетирования для выбора наиболее подходящих респондентов (с использованием скринера).
  • При необходимости рекрута труднодосягаемой удитории, например владельцев автомобилей определенных марок обслуживающих их у определенного типа сервисных центров, рекрут происходит в местах наиболее вероятного местонахождения респондентов или в местах где они бывают с некоторой периодичностью, например – АЗК, сервисные центры, форумы, клубы и т.д.

В зависимости от параметров рекрутируемых участников фокус групп Vector Market Research задействует разных рекрутеров, важная задача которых общаться с потенциальными участниками фокус групп “на одном языке”. При этом важно, чтобы участники фокус-групп не были знакомы между собой.

В ходе маркетинговых исследований мы стараемся получить максимум информации, спонтанных реакций и т.д., поэтому в нашем арсенале присутствуют как уже известные проективные методики (персонификация, группировка и др.), так и собственные методики качественных исследований разработанные нашими специалистами. Под конкретные потребности наших Клиентов мы создаем эксклюзивный набор качественных методик, нацеленный на максимально эффективное решение их задач.

Самое важное – мы умеем не просто создавать методики и грамотно применять их, мы знаем, как качественно анализировать полученную информацию.

Вопросы и ответы

Для решения большинства задач подойдут как онлайн, так и оффлайн фокус-группы. Онлайн фокус-группы получили наибольшее распространение в период пандемии COVID-19 и с тех пор прочно закрепились среди качественных методов маркетинговых исследований, поскольку они обладают рядом сильных сторон:
- Участники исследований находятся в комфортной для себя среде (у себя дома или на работе), поэтому ведут себя естественнее, чем в незнакомом офисном помещении
- Такой подход позволяет сократить временные и транспортные расходы для модератора (соответственно, Заказчик получает результаты быстрее и с меньшими затратами)
- Поскольку респонденты перед фокус-группой едут в известное им ранее место, то они приезжают вовремя
- Респонденты успевают перекусить / не испытывают голода или жажды, что положительно влияет на их вовлеченность в общение
- Респонденты тратят меньше сил на логистику и с большей отдачей участвуют в фокус-группах
- Возможность для Заказчика видеть сразу всех участников (в оффлайн, как правило, можно видеть только половину / чуть больше половины участников)
- Модератор постоянно видит всех участников и может управлять их вовлеченностью

Для решения некоторых задач могут подходить диады, триады, а также личные глубинные интервью.

При этом выбор метода сильно зависит от задач и специфики исследуемой категории. В отличие от личных глубинных интервью , фокус-группы дают возможность использования эффекта «групповой динамики», что зачастую позволяет получать полезные инсайты.

Качественный рекрут – ключевой элемент результата фокус-группы.
Места и подход к рекруту определяются исходя из поставленных задач и параметров целевой аудитории.
Для рекрута участников фокус-групп используется скринер, то есть анкета, ответы на вопросы которой позволяют определить, подходит нам респондент для участия в исследовании, или нет.
Для сложных категорий (например, автомобили) мы рекомендуем и сами всегда проверяем у респондентов наличие документов, которые будут подтверждать указанные в анкете данные.
Более того, в скринер добавляются вопросы, которые позволяют понять психологические особенности и погруж енность в категорию, что может быть важно в определенных маркетинговых исследованиях.